Инвестиции в коллекторский бизнес

В кризисный и пост-кризисный период многие предприниматели задумываются о возможности инвестиций в коллекторский бизнес. Множество сложных и крупных долговых проблем легко можно увидеть вокруг и это наводит на мысли о перспективности таких вложений.

При этом инвестиционные фонды рассматривают возможность вхождения в капитал крупных по размеру коллекторских агентств, а бизнесмены, связанные со сферой безопасности и юриспруденции, думают о запуске новых коллекторских проектов или участии в бизнесе средних и небольших агентств. Вопрос вложения финансовых ресурсов в коллекторский бизнес весьма специфичен в связи с особенностями этой сферы и редко рассматривается открыто.

Исследование возможности инвестирования в коллекторскую деятельность будет проводиться автором с позиции руководителя и консультанта, который не обладает экономическим образованием, не является специалистом по инвестициям вообще, но сам ведет коллекторский бизнес, развитию которого могут способствовать инвестиции, много раз консультировал создание коллекторских агентств и неоднократно отвечал на вопрос стоит ли вкладывать деньги в коллекторство.

Коллекторский бизнес в данной статье понимается как профессиональное комплексное преимущественно внесудебное взыскание задолженности, осуществляемое в качестве предпринимательской деятельности. Речь идет, прежде всего, о коллекторских агентствах, но также в качестве объекта инвестиций могут рассматриваться коллекторские подразделения юридических и консалтинговых фирм, а в некоторых случаях даже собственные отделы взыскания организаций-кредиторов.

 Инвестиции как подсказывают большинство словарей – это долгосрочные вложения капитала с целью получения дохода, которые в отличие от кредита более рискованны, т.к. возвращаются и приносят доход в прибыльных проектах. Видами инвестиций актуальными для коллекторского бизнеса являются:

  • запуск коллекторского агентства «с нуля» или на базе франшизы;
  • покупка доли/акций существующего коллекторского агентства;
  • финансирование отдельных проектов на условиях раздела прибыли.

Прежде чем перейти к основной части статьи, в которой описываются проблемы инвестирования во взыскание долгов и пути их решения, стоит задать вопрос: а вообще коллекторский бизнес интересен инвесторам? В качестве ответа можно сослаться на то, что доли в крупнейших российских коллекторских агентствах уже приобрели известные международные инвесторы (GoldmanSachks – Секвойя КК, инвестиционные фонды – Долговое агентство «Пристав», Столичное коллекторское агентство, Первое коллекторское бюро). Интерес к крупным инвестициям в коллекторский бизнес связан с антикризисным характером этих вложений, т.к. в период экономических потрясений работы у коллекторов прибавляется.

Приведенные примеры привлекательности инвестиций не очень важны для данной статьи, т.к. названные коллекторские агентства изначально создавались с большими затратами и с прицелом на привлечение инвесторов. Интереснее вопрос инвестирования в средние и небольшие агентства, т.к. именно в этих случаях возможна большая прибыль при сравнительно небольших вложениях. Возможная прибыльность, связана с тем, что, в отличие большинства крупных агентств, небольшие и средние игроки более активно занимаются взысканием корпоративных долгов, а об интересности этого направления говорит хотя бы тот факт, что в рейтинге РБК за 2009 год одно из агентств, которое активно занимается корпоративным коллекторством, будучи не далеко не самым большим по численности сотрудников заняло первое место по объему взысканных средств (напомню, что вознаграждение коллекторов определяется в процентах от фактически взысканных денежных средств).

Анализ примеров инвестирования в коллекторскую деятельность показывает, что инвестор, чаще всего, не претендует на участие в управлении коллекторским агентством. Хотя при вложении денежных средств в небольшие и средние коллекторские агентства инвесторы иногда входят в состав руководства этих организаций (таким примером являлся Русколлектор). Привлечение инвестиций также может не предполагать развитие бизнеса, т.к. в некоторых случаях при продаже доли просто капитализируют свои вложения создатели коллекторского агентства и полученные средства не используются.

Перед инвестором в любом случае встает вопрос надежности и перспективности вложений, на который в отношении коллекторского бизнеса ответить очень трудно, т.к. для этой сферы очень характерно выражение любимое доктором Хаузом: «Все врут». При этом дело не в прямом обмане, а в сравнительной молодости отрасли, неопределенности ее границ, отсутствии адекватных рейтингов и т.д. Когда руководитель коллекторского агентства видит пресс-релизы, исследования и комментарии коллег-конкурентов, он понимает, что реальность стоит немного приукрасить (в отношении численности сотрудников, объема долгов в работе и, конечно же, эффективности взыскания).

В ситуации распространенного «приукрашивания» инвестору стоит разобраться в направлениях коллекторского бизнеса. В настоящее время активно развиваются два направления: взыскание пакетов однотипной задолженности физических лиц (кредитное, ипотечное и коммунальное коллекторство) и корпоративное коллекторство, т.е. решение долговых проблем организаций. Если сравнивать эти направления, то кредитное коллекторство требует больших вложений, обеспечивает более стабильный денежный поток, а корпоративное коллекторство может быть очень прибыльным при правильной организации взыскания и привлечения клиентов.

Для инвестирования в кредитное коллекторство подходит покупка доли, т.к. создать агентство «с нуля» уже достаточно тяжело, потому что сложилась конкурентная среда и основные клиенты (банки, страховые компании и т.д.) отличаются определенным консерватизмом в выборе контрагентов. Также продолжению работы с уже давно существующими агентствами способствует то, что начало сотрудничество требует достаточно серьезных вложений времени и организационных усилий (согласование документооборота и т.д.).

Покупка франшизы коллекторских агентств, специализирующихся на взыскании с физических лиц, как правило, возможна только для определенных регионов, где пока эта сеть не представлена. При этом, вероятна ситуация, когда у клиентов соответствующего коллекторского агентства просто нет достаточных объемов долгов для полноценной загрузки регионального франчайзи и необходимо искать объемы долгов в собственном регионе, что часто достаточно тяжело.

 С инвестициями в корпоративное коллекторство ситуация еще сложнее, т.к. большинство коллекторских агентств, которые заявляют о работе с долгами организаций, по сути, использует стандартный юридический инструментарий, а не внесудебные методики как в кредитном коллекторстве. При этом психологические приемы, которые действуют на простых людей, не срабатывают с руководителями организаций, хорошо представляющими, как они могут «слить» или обанкротить одно юридическое лицо и продолжить бизнес через другое. Полноценное использование технологий корпоративного коллекторства как внесудебного взыскания, например, с помощью PR-сопровождения истребования долга, встречается пока очень редко и достаточно востребовано клиентами, которые видят неэффективность стандартных юридических приемов.

Понять какие методики использует то или иное коллекторское агентство для работы с долгами организаций можно предложив представить пример программы взыскания и тексты, которые используются для ее реализации. В идеале агентство, которое реально использует технологии корпоративного коллекторства, сможет просто представить подборку свежих пресс-релизов и новостей в СМИ, с помощью которых проводились некоторые взыскания. Стоит отметить, что некоторые агентства демонстрируют большую PR-активность, которая не имеет отношения к работе по конкретным взысканиям.

Инвестиции в корпоративное коллекторство, которое намного более востребовано, чем красиво представленные и четко проработанные юридические услуги, могут проводиться в виде создания нового агентства (в том числе, на базе юридической или консалтинговой фирмы). Франшиз, связанных с корпоративным коллекторством, пока меньше, чем в сфере кредитного коллекторства, но такая уникальность создает дополнительные возможности.

Дмитрий Жданухин, к.ю.н.

По материалам Клерк.ру

© 2012 Центр развития коллекторства
Тел. +7 (499) 968-60-43
mail"