Взыскание задолженности управляющих компаний в сфере ЖКХ: возможности корпоративного коллекторства

Модернизация сферы ЖКХ является одной из актуальнейших задач настоящего времени. Выполнение этой задачи невозможно без решения системных проблем, связанных с корпоративными коммунальными долгами, прежде всего, долгами управляющих компаний.

Именно ситуация, когда собираемые с населения деньги расходуются неэффективно, не доходят до поставщиков ресурсов (энерго-, тепло-, водо- снабжающих организаций), создает хронический дефицит средств для совершенствования коммунального хозяйства даже при существенной поддержке государства.

Эффективное взыскание таких долгов требует понимания схемы их появления. Часто причиной долгов называют несовершенство нормативов, на основании которых рассчитывается плата за услуги ЖКХ.

Однако многочисленные скандалы в различных регионах страны показывают, что зачастую дело в том, что управляющие компании для обеспечения прибыли своих учредителей используют недобросовестные методы.

Речь идет о завышении стоимости услуг и работ организаций, связанных с фактическими владельцами управляющих компаний. Получается, что собранные с жильцов денежные средства поступают не ресурсоснабжающим организациям, а иным лицам.

Часто можно увидеть такую последовательность: накопление долга, затем скандал, связанный с выявлением злоупотреблений, или банкротство, после чего все повторяется заново. При этом, часто такие схемы возможны за счет коррупции на различных уровнях региональной власти.

В некоторых случаях задолженность образуется просто из-за неэффективной работы управляющих компаний по сбору платы за коммунальные услуги с населения.

Отсутствие налаженной коллекторской работы, а также использование только дорогостоящих методов (например, исключительно юридических, связанных с обращением в суд) ведет к тому, что долги населения растут и у людей возникает возникает ощущение, своего рода, безнаказанности.

Стоит отметить, что объективные сложности в сборе коммунальных долгов чувствуются в моногородах, где доходы населения напрямую зависят от градообразующих предприятий, которые в период кризис часто не работают полностью или частично. Этот фактор также необходимо учитывать, чтобы отличать недостаточность сбора платежей за услуги ЖКХ по объективным и субъективным причинам.

Итак, принципиально можно выделить две схемы образования долгов управляющих компаний перед ресурсоснабжающими предприятиями:

  • вывод денежных средств владельцам УК и связанным с ими лицами через завышение стоимости работ, услуг или иным способом;
  • неэффективная работа по сбору с населения коммунальных платежей и связанных с ними долгов.

В обоих выделенных случаях решению проблемы в интересах поставщиков электроэнергии, тепла и воды, а также, в конечном счете, в интересах самих жильцов, могут помочь технологии корпоративного коллекторства. Под корпоративным коллекторством мы понимаем комплексные, формализованные, законные технологии взыскания долгов организаций.1 Сразу отметим, что методики корпоративного коллекторства могут применять как сами ресурсоснабжающие организации-кредиторы, так и независимые коллекторские агентства.

При использовании корпоративного коллекторства для взыскания корпоративных долгов в сфере ЖКХ применяются информационные по своему характеру методики мотивации должника или иных лиц, от которых зависит решение долговой проблемы, к необходимому поведению. При этом именно возможность донесения обоснованной информации о сложившейся ситуации создает условия для запуска основных сценариев решения существующих сложностей.

При взыскании задолженности управляющих компаний следует учитывать следующие сценарии развития событий:

  • действующая управляющая компания погашает задолженность (полностью или частично) и продолжает деятельность;
  • происходит смена управляющей компании с учетом необходимости погашения задолженности (полностью или частично).

Стоит отметить, что второй сценарий может реализовывать в виде покупки управляющей компании, в том числе с долгами, новым собственником. Показательна в этом плане покупка 100 % акций ОАО «Каменская коммунальная компания», долги которой за тепловую энергию перед свердловским филиалом ТГК-9 составляли около 340 млн. рублей.2

В обоих случаях принципиально важным моментом для запуска сценария является выявление ситуации и возможность ее развернутого представления заинтересованным аудиториям и лицам. Руководству организации-должника сначала описывается, а затем демонстрируется с помощью проектов писем возможность информирования муниципальных и правоохранительных органов, широкой общественности. Одновременно может идти поиск претендентов на оказание услуг ЖКХ на территории дискредитировавшей себя управляющей компании.

При проведении взыскания важно получить достоверную информацию о подозрительных сделках, через которые могли уводиться денежные средства. Получению таких сведений может способствовать опрос жильцов, проведение экспертизы договоров и объема работ (например, ремонта и т.д.).

Руководству организации должника в тех случаях, когда есть возможность нормализации работы действующей компании и выплата долга, стоит показать реальность законных негативных последствий с помощью подборки «прецедентов», связанных с подобными ситуациями. Достаточно большое количество таких случаев находится даже при простейшем поиске в сети интернет.

Работа по взысканию задолженности может вызвать противодействие должников, поэтому в некоторых случаях, особенно независимым коллекторским агентствам, стоит рассмотреть возможность проведения взыскания из-за пределов города или региона, где находится оппоненты. Такая организация деятельности поможет избежать, например, коррупционного воздействия.

Отдельно стоит остановиться на вопросе создания специальной инфраструктуры для поддержки описанной коллекторской деятельности по взысканию корпоративных долгов в сфере ЖКХ. Центром этой своеобразной инфраструктуры мог бы стать проект «Взыскание корпоративных долгов в сфере ЖКХ», в рамках которого производилось бы накопление и распространение методик, обеспечение информационной поддержки отдельных взысканий, взаимодействие с государственными органами. Стоит отметить, что само по себе деятельность по взысканию является вполне самоокупаемой, но поддержка государства показала бы важность этой работы для обеспечения нормальных условий развития системы ЖКХ в России.

Исследование проблемы взыскания корпоративных коммунальных долгов еще только начинается, но запуск постоянной работы в этом направление может сделать реформирование российского коммунального хозяйства более эффективным.

1.Жданухин Д. Ю. Корпоративное коллекторство: синтез гуманитарных технологий на базе юриспруденции/ Д. Ю. Жданухин // Собственность, право собственности, товарно-денежные отношения: проблемы теории и арбитражной практики : сборник докладов и тезисов выступлений на Второй международной научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 2 марта 2007 г.). -Ростов-на-Дону: Эверест. -2007. - C. 90-96

2. Кривошапов О. Сделки M&A за май // Слияния и поглощения, № 7-8, 2009. С. 95.

 

© 2012 Центр развития коллекторства
Тел. +7 (499) 968-60-43
mail"